?

Log in

No account? Create an account

В прошлое | В будущее

Что такое Хомутовский тракт? Если коротко - то это такая дорога, благодаря которой, существуй она поныне, жители Щёлково, Фрязино, Ивантеевки, Красноармейска, Сергиева Посада, не говоря уже о куче более мелких населённых пунктов, имели бы альтернативную дорогу до Москвы, параллельную нынешним Щёлковскому и Ярославскому шоссе, и, при этом, нигде с последними не пересекавшуюся вплоть до современного Третьего транспортного кольца в Москве.

История Хомутовского тракта уходит к первой половине XIV века. При Иване Калите по Хомутовке можно было добраться не только до вышеупомянутых пунктов, но и ещё много куда (схема с сайта Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Хомутове):


Посмотреть на Яндекс.Фотках



Однако к середине XIX века Хомутовка начала уступать свои позиции: появившиеся в округе новые промышленные сёла - Щёлково, Фрязино, Гребнево, Назимиха, Трубино - обзавелись собственной, более прямой дорогой, получившей название Ново-Хомутовского тракта. Сейчас мы её и знаем, как современное Щёлково-Фряновское шоссе. Хотя на картах середины XIX века старый Хомутовский тракт обозначался, как ещё довольно крупная дорога:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Тем не менее, дорога всё более и более приходила в упадок. Какие-то её части изчезли вовсе, поглощённые разрастающимися городами. Кто сейчас помнит, что старая Хомутовка начиналась практически от центра современной Москвы? Об этом напоминает только существующий и поныне между Садовым кольцом и соединительной железнодорожной ветвью между станциями Москва-Каланчёвская и Москва-Курская (Алексеевской ветвью) Хомутовский тупик. А дальше трасса дороги, проходившая через Сокольники - Преображенку - Богородское и современое Гольяново, поглощена Москвой. Только выезд из Москвы через МКАД в Абрамцево - это и есть Хомутовка. Дальше она теряется в чаще Лосиного острова... В районе бывшего села Хомутово, давшего имя всей дороге - ныне вошедшего в черту города Щёлково - следов старой дороги нет. Или их нереально трудно обнаружить. Ещё бы, местность вся застроена - перестроена, появились новые дороги и дома... От Хомутово тракт шёл относительно чётко на север. Сейчас на этом месте поле, которое за прошедшие годы было пахано-перепахано (последний раз - прошлым летом, после страшных лесных пожаров), и никаких следов дороги, ясное дело, там тоже нет...
А вот в том месте, где старая дорога пересекает железнодорожную ветку Болшево - Фрязино, следы Хомутовки сохранились, и каждый, кто проезжает здесь на электричке, их наверняка видел! И это удивительно: на момент постройки этой ветви (1935 - 1936 года) Хомутовка давно уже превратилась в обычную второстепенную дорогу, которая даже на картах обозначалась, как просёлочная:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Здесь она в самом центре, пересекает букву "К" в слове "Ивантеевка" :) Так вот: строители железной дороги не поленились, и устроили в этом месте переезд через железнодорожные пути. Вот он, если смотреть на него с северной стороны:

Хомутовский тракт
«Хомутовский тракт» на Яндекс.Фотках

А так эта дорога выглядит, если смотреть с насыпи (пусть не смущает обилие зелени, конкретно этот снимок, и следующий, сделаны прошлым летом):

Хомутовский тракт
«Хомутовский тракт» на Яндекс.Фотках

Бывший переезд находится чётко на 37-м километре железнодорожной линии Москва - Фрязино, здесь стоит километровый столб:

Хомутовский тракт
«Хомутовский тракт» на Яндекс.Фотках

Спускаясь с переезда, бывшая дорога ныряет в ворота дачного кооператива "Лотос":

Хомутовский тракт
«Хомутовский тракт» на Яндекс.Фотках

И через несколько десятков метров упирается в забор. А что за забором? Заглянем...:

Хомутовский тракт
«Хомутовский тракт» на Яндекс.Фотках

Вот оно, продолжение легендарной дороги! Дороги, по которой никто не ездил уже целых шесть десятков лет! И отлично видно, что это именно дорога, а не просто просека в лесу.

Через забор прилюдно я не полез :) Пришлось обойти весь дачный массив - а это километра два. К счастью, за дачами проходила вполне нахоженная тропинка. На всём её протяжении виднелись следы копыт каких-то крупных животных. Может быть, лошадей - в округе несколько частных конюшен, а, может быть, судя по отсутствию следов подков, и лосей. А, может, и коров - некоторые круглогодичные дачники их держат :) В общем, по этой тропинке я и добрался до старой дороги:

Хомутовский тракт
«Хомутовский тракт» на Яндекс.Фотках

Читается она прекрасно. С обеих сторон сохранились глубокие кюветы (конечно, со временем они затянулись, но, тем не менее, ориентироваться легче всего именно по ним). Взгляд в обратную сторону, в сторону забора дачного кооператива и Москвы:

Хомутовский тракт
«Хомутовский тракт» на Яндекс.Фотках

Удивительно, но, несмотря на более, чем полувековое отсутствие движения по дороге, её поверхность до сих пор твёрдая, даже под слоем скрывшей её хвои, листвы и почвы. Даже крупные деревья не растут на бывшей проезжей части, оккупировав канавы на обочинах:

Хомутовский тракт
«Хомутовский тракт» на Яндекс.Фотках

Интересно, что в этом месте бывший тракт представляет собой как бы две дороги, идущие параллельно друг другу, типа двухполосного шоссе, разделённого кюветом посередине. Похоже, в своё время, таким образом производился ремонт дороги: что бы не латать старую, прямо рядом с ней проложили новую :) А, когда движение прекратилось полностью, по линии дороги проложили подземный кабель. Действует ли он поныне, неизвестно, но на бывшей проезжей части попадаются вот такие, обозначающие его, столбики:

Хомутовский тракт
«Хомутовский тракт» на Яндекс.Фотках

Через несколько сотен метров бывший тракт упёрся в забор очередного дачного кооператива. Похоже, первоначально тут существовал достаточно широкий проезд, но потом предприимчивый дачник оккупировал это место, и впихнул на относительно небольшой пятачок дачный домик:

Хомутовский тракт
«Хомутовский тракт» на Яндекс.Фотках

Форсировать очередную преграду я не стал. Для меня было достаточным узнать, что следы Хомутовского тракта сохранились, причём видны отчётливо, и есть возможность и в дальнейшем пройти по его трассе, не опасаясь, что её скроет летняя зелень. Тем более, что я точно знаю, что ближе к деревне Сабурово по бывшей проезжей части Хомутовки проведена линия ЛЭП, а, значит, за её просекой следят. Так что в планах - продолжение похода :) У кого есть желание присоединиться - буду рад :)

Записи из этого журнала по тегу «Хомутовский тракт»

promo dennism december 31, 2030 07:50
Buy for 10 tokens
Здравствуйте, уважаемые посетители моего блога! Рад видеть Вас здесь :) Этот пост создан специально для Вашего удобства, и является, своего рода, путеводителем по моему журналу. Здесь вы можете немного узнать обо мне, о моей френд-политике, и о том, каким я хочу видеть общение в моём журнале. У…

Comments

( 44 комментария — Оставить комментарий )
mishbanych
3 май, 2011 07:13 (UTC)
Ну ты крут! Очень интересную тему нашёл)
dennism
3 май, 2011 07:32 (UTC)
Спасибо :) Ну, я про его существование давно знал, а тут вот вычислил примерное место, где он проходил, и пошёл искать :)
(без темы) - mishbanych - 3 май, 2011 07:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dennism - 3 май, 2011 07:41 (UTC) - Развернуть
old_vova
3 май, 2011 08:05 (UTC)
Интересное это дело, старые дороги "читать", тоже питаю к этому делу слабость.
dennism
3 май, 2011 08:30 (UTC)
Ага :) Я на неё года три собирался вылезти, всё думал, что следы только ранней весной вдно, когда ещё не зазеленело. А оказалось вон как :)
(без темы) - old_vova - 3 май, 2011 08:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dennism - 3 май, 2011 08:47 (UTC) - Развернуть
evtihomirova
3 май, 2011 08:21 (UTC)
Хороший подход, чтобы не латать старую дорогу, нужно проложить новую)
dennism
3 май, 2011 08:32 (UTC)
Да, оригинальный способ :) Ну, раз местность позволяла...
(без темы) - evtihomirova - 3 май, 2011 08:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dennism - 3 май, 2011 08:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - evtihomirova - 3 май, 2011 08:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dennism - 3 май, 2011 08:53 (UTC) - Развернуть
tichy
3 май, 2011 08:49 (UTC)
Спасибо! Исключительно интересно.
dennism
3 май, 2011 08:52 (UTC)
Спасибо, заходите ещё :)
al_kamensky
3 май, 2011 10:06 (UTC)
Интересную тему поднял, не менее интересную чем непостроенные ж/д :) В следующий раз с удовольствием присоединюсь!
dennism
3 май, 2011 10:20 (UTC)
Всегда пожалуйста! :)
(Удалённый комментарий)
dennism
4 май, 2011 01:11 (UTC)
На третьем кольце - уже нигде :) В Лосином острове - от Абрамцево на Оболдино. Но там, вроде бы, по её трассе тоже ЛЭП провели.
(без темы) - uryevich - 2 мар, 2012 05:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dennism - 2 мар, 2012 05:17 (UTC) - Развернуть
trehgrannik
3 май, 2011 19:37 (UTC)
О, Хомутовка! Знакомая тема, ее тропами нередко катаюсь летом на веле в Королев. Достаточно много по теме на http://balabike.ru
(Удалённый комментарий)
(без темы) - dennism - 4 май, 2011 03:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dennism - 4 май, 2011 04:14 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
4 май, 2011 10:42 (UTC)
Замечательный сайт, продолжайте в том же духе
Это просто удача найти этот сайт когда было нужнее всего.. Один из постов здорово помог мне разобраться в проблеме. Заметно что вы безусловно знаете о чем пишете. Я хочу тоже создать блог в ближайшем будущем, и мне очень пригодится ваш опыт. Читаю все статьи и пытаюсь взять в толк как у вас получается писать доступно и в то же время информативно на такие непростые темы. Хочу чтоб и мой блог вышел таким же!
historic_truth
8 июн, 2011 15:21 (UTC)
.
ОК. Дублирую комментарий сюда:

Старый Хомутовский Тракт

Я тоже местный (Ф.), бегаю по этим просекам и ЛЭП постоянно, и кажется даже понял по фото, где та дачная линия, возле которой вы нашли остатки тракта.

Однако про историю его ничего не знал.

Потому - мне интересно. Если соберетесь, давайте свяжемся и сходим вместе. Я могу потратить целый день (в любой день в принципе), так что просто надо договориться
dennism
8 июн, 2011 15:24 (UTC)
Не вопрос, моя почта в предыдущем сообщении, буду только рад компании! :)
(без темы) - historic_truth - 8 июн, 2011 15:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dennism - 8 июн, 2011 15:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - historic_truth - 8 июн, 2011 16:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dennism - 9 июн, 2011 03:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - historic_truth - 9 июн, 2011 06:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dennism - 9 июн, 2011 12:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - historic_truth - 9 июн, 2011 13:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dennism - 9 июн, 2011 18:30 (UTC) - Развернуть
historic_truth
10 июн, 2011 06:48 (UTC)
Я не знаю, но предполагал, что в рабочие дни вы не свободны. Потому предлагаю пройти по маршруту в выходные.
Погоду обещают с возможными дождями в субботу, но без дождей ("облачно") в Воскресенье. Поскольку тепло (23 градуса), это не проблема - достаточно взять с собой пластиковую накидку (их продавали, например, в магазине спорттоваров на Проспекте Мира).

Я бы предложил встретиться в субботу часов в 10 возле Фрязино Пассажирская, обсудить маршрут и пройти по дороге от линиии ж/д до Сабурово. Это (подход 4 км плюс) километров 5 и вернуться от Сабурово во Фрязино еще километра 3.
(можно сократить километра 3-4, если подъехать до Детской на поезде и начать оттуда)

Кстати, если подняться на холм на другой стороне ж/д дороги от того места, где вы нашли переезд, там открывается красивый вид с границы поля на Щёлково. Скорее всего именно там шла дорога, там находится Хомутово. Это сразу за коттеджами, метров 400.


ПРЕДЛАГАЮ ТАКОЙ МАРШРУТ:
дойти/доехать до Детской. Затем подняться на холм, сфотографировать красивый вид. (от Фрязино туда можно дойти, кстати, лесом не вдоль ж/д)
Затем вы мне покажете кусок дороги, который идет от переезда. Мы не будем углубляться.
Мы вернёмся к ж/д и затем пройдем по линии дач до узла (примерно 1км?), где пересекаются линии ЛЭП (там находится магазин, новодельная часовенка для дачников). Оттуда через узкий проход между дачами почти напротив дома с часовней можно попасть на начало пути, зарастающую "просеку", которая выведет нас к грунтовой дороге ведущет от Фрязино к Московским дачам. Это километра 2-2,5

Там мы перейдем грунтовку и попадем на место (бывшего моста?) через Любосеевку (разрушен, но в воде лежит березовое бревно, по которому мы перейдем ручей), и продолжим по второй половине, уже незаросшей просеке прямо на Сабурово. (еще километра 2, не больше)

Потом вернёмся во Фрязино.

ВРЕМЯ И МЕСТО:
можно часов в 10 или чуть позже (поезда 10-13, 10-55, 11-38 примерно) встретиться на Фрязино Пассажирская. Если будет плохая погода, обменяемся emails и передоговоримся.
dennism
10 июн, 2011 09:20 (UTC)
Идея хорошая, только я, к сожалению, в ближайшие выходные буду далеко от Фрязино :)
(без темы) - historic_truth - 10 июн, 2011 10:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dennism - 10 июн, 2011 10:18 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
dennism
14 июн, 2011 10:28 (UTC)
Re: 12,13 июня 2011 -- прошел по трассе
Отлично! :) Вот видите - значит, следы дороги ещё вполне сохранились.

historic_truth
14 июн, 2011 06:22 (UTC)
12,13 июня 2011 -- прошел по трассе
11,12 июня 2011 -- прошел по трассе - примерно километров до 5ти бывшей дороги. Нашёл ясные следы (кюветы по двум сторонам, куски с явно выраженной "структурой дороги", покатой к кюветам, с полотном, по бокам которого в ряд растут деревья и т.д. Нашёл переправу через Любосеевку с насыпанными подъездами, обсаженными деревьями как в аллеях.

Сделал сколько-то снимков. Хотя снимать в лесу трудно: (а) недостаточно широкоугольный объектив не покрывает того, что видно глазу и (б) плоская фотография смешивает то, что глаз различает как разные в пространстве элементы.
Однако несколько фото иллюстрирующих сказанное в первом абзаце есть.

Следы старой дороги на больших кусках идут параллельно сегодня существующим просекам. Это может быть как результатом спрямления просеки между Сабурово и Любосеевкой (старая дорога видна до поворота, где сливается с просекой), так и остатками, может быть, "второй колеи" и т.д.

Напишу позже пост подробнее и с картинками.

Также нашел на русском Интернете кучу старых карт. Дорога ясно обозначена на топографических картах до (включая) 1941 года, позже (1980е) исчезает. Насколько я понял из разных краеведческих заметок, дорога прекратила существование после того, как (в 1940м??) в Орлово пытались построить аэродром. Для того местных жителей выселили (некоторые стали жить в Слободе за Гребнево), в Орлово говорят остались только работники. Но с началом войны строительство прекратили. Возможно это и перерезало дорогу, прекратив её существование.
livejournal
23 июн, 2013 18:37 (UTC)
На великах в Орлово.
Пользователь glukogenerator сослался на вашу запись в записи «На великах в Орлово.» в контексте: [...] Сабурово - Богослово - Орлово. Здесь когда проходил старый Хомутовский тракт, про который писал [...]
tiranozavrrex
22 июн, 2014 10:13 (UTC)
О, нашёл я про эту дорогу у тебя.
Действительно, она хорошо построена, на многих разобранных в наше время ЖД-ветках уже берёзы растут в 5 метров.
( 44 комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

"Метки"

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow