DennisM (dennism) wrote,
DennisM
dennism

Category:

Станция Подлипки-Дачные

Я в прошлой записи обещал ещё раз к Подлипкам вернуться - что ж, выполняю. Многие знают, что станция Подлипки-Дачные находится в городе Королёв, центре нашей космонавтики - но, так же, оказывается, что многие, до сих пор, свято верят в городскую легенду, что это название - "Подлипки-Дачные" - дано станции исключительно для маскировки. Дескать, потенциальный шпион подумает, что, раз "Дачные" - то, кроме огородов, тут ничего нету :)

А вот тут, как говорится, есть нюансы, дорогие друзья. Подлипки, с самого момента своего появления, в 1912 году, возникли именно как дачный посёлок. Основателем его был не известный чаеторговец Перлов, как написано в некоторых источниках, а британский подданный Вейнтрауб. Дачный посёлок, заложенный им, стал быстро развиваться - чему способствовало его нахождение рядом с Щёлковской ветвью железнодорожной линии Москва - Ярославль. Через два года тогдашние владельцы Подлипок добились строительства, возле посёлка, пассажирской платформы. Её первоначальное название, по некоторым источникам - "Вилла Подлипки". В Сети есть даже изображение её вокзала. Но, то ли название "Вилла" было, всё-таки, непривычным для отечественного слуха, то ли его и не было вовсе (в отличии от посёлка - он, изначально, назывался именно Вилла Подлипки) - платформу стали называть просто "Подлипки". Однако, с началом Первой мировой войны, в окрестностях Подлипок начали строить автомобильный завод, для организации сборки британских грузовиков марки "Бекос". Правда, ни одного грузовика из ворот этого завода так и не вышло. А сразу после революции, в 1918 году, на территорию завода перевезли из Петрограда Орудийный завод. И Подлипки из дачного превратились в рабочий посёлок.

Естественно, что, с возникновением промзоны, полустанок превратился в полноценную станцию, с подъездным путём от неё к заводу. Но линия Мытищи - Щёлково тогда ещё была однопутной, и Подлипки стали не только станцией, но и разъездом. Это сейчас тут полноценная двухпутка:



Розовый забор справа - это ограда того самого несостоявшегося автомобильного, а, позже, Орудийного завода. А нынче за этим забором - Ракетно-космическая корпорация "Энергия".

Подъездные пути сплетаются в пути станции:



Тут сохранились очень даже необычные железнодорожные артефакты. Железнодорожная линия от Ярославского вокзала до Мытищ, как известно, была электрифицирована в 1929 году, от Мытищ до Пушкино и до Щёлково - годом позже, в 1930. И у меня есть основание полагать, что на станции Подлипки-Дачные (кстати, эта приставка - "Дачные" появилась в названии позже 1970 года. Когда на месте дореволюционных дач вполне уже вырос город Калининград, будущий Королёв. Так что легенда о маскировке от шпионов не так уж и невероятна), до сих пор, стоят опоры контактной сети времён электрификации линии:



Не вот эти, что на переднем плане - а те, что между главными первым и вторым путями:



Какие ваши доказательства, спросите вы? Ну, во-первых, о подобной же клёпаной опоре в Мытищах я когда-то писал. Во-вторых - то, что она довоенная, доказано кадрами из фильма "Ошибка инженера Кочина" 1939 года:



Опора точно такой же конструкции. И снято на том же перегоне Подлипки - Мытищи. И третий довод: как я уже сказал, опоры стоят в междупутье:



Но так опоры контактной сети на магистральных дорогах давным-давно уже не располагают - внутри путей. Но, видимо, до войны нормативы были иные, опять же - Подлипки были разъездом - и опоры расположили между путей, причём каждая из них держала провода сразу и для первого, и для второго пути. На некоторых из опор остались останки кронштейнов подвесов для второго пути:



Уже, как видно, в семидесятые для первого пути поставили свои, отдельные опоры - железобетонные, как и положено, с внешней стороны путей. А для второго пути оставили старые:



Вот только один момент: мытищинская опора - клёпаная. А эти, в Подлипках - сварные, хотя сама конструкция опоры - та же. Так что, вполне возможно, они и не до-, а послевоенные, когда электросварка уже широко вошла в производство. Но всё равно - весьма старые. А разъездом Подлипки перестали быть в 1937-1938 годах, когда была построена мытищинская развязка - та, что фигурирует в старом фильме, упомянутом выше.

Вот такой интересный факт. Саша, в своё время, тоже его отметил - но я ту запись, к сожалению, у него не нашёл. Напоследок - вид на восточную горловину станции Подлипки-Дачные:



Как видно, тут три пути: крайний левый - на Болшево, средний - в туннель и дальше на Фрязино, правый - из Болшево на Москву. Видно, что фрязинский путь приходит тут к первой платформе по прямой - а путь из Болшево, наоборот, вливается в него, изгибаясь. Всё потому, что "фрязинский" путь, до 1977 года, был тут первым главным путём - развязки с тоннелем ещё не было, и была тут обычная двухпутка, до самых входных стрелок Болшево.

Вот такой железнодорожно-краеведческий экскурс в историю.
Tags: Королёв, Подлипки-Дачные, артефакты, железная дорога
Subscribe

Posts from This Journal “железная дорога” Tag

  • Лето и железная дорога

    Для тех, кто любит путешествовать, или саму железную дорогу - идеальное сочетание: Летом так и тянет сесть в поезд, и уехать куда-нибудь. Не…

  • ЧС2Т ещё ездят!

    Да, эти старые чехословацкие электровозы, в Москве попадавшиеся исключительно на Ленинградском направлении, ещё бегают: Снято через стекло…

  • Последний день станции Покровское-Стрешнево

    Она давно уже не станция, конечно, а просто остановочный пункт. Станцией Покровское-Стрешнево перестало быть ещё в девяностых. Ну, а с завтрашнего…

promo dennism december 31, 2030 07:50
Buy for 10 tokens
Здравствуйте, уважаемые посетители моего блога! Рад видеть Вас здесь :) Этот пост создан специально для Вашего удобства, и является, своего рода, путеводителем по моему журналу. Здесь вы можете немного узнать обо мне, о моей френд-политике, и о том, каким я хочу видеть общение в моём журнале. У…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments

Posts from This Journal “железная дорога” Tag

  • Лето и железная дорога

    Для тех, кто любит путешествовать, или саму железную дорогу - идеальное сочетание: Летом так и тянет сесть в поезд, и уехать куда-нибудь. Не…

  • ЧС2Т ещё ездят!

    Да, эти старые чехословацкие электровозы, в Москве попадавшиеся исключительно на Ленинградском направлении, ещё бегают: Снято через стекло…

  • Последний день станции Покровское-Стрешнево

    Она давно уже не станция, конечно, а просто остановочный пункт. Станцией Покровское-Стрешнево перестало быть ещё в девяностых. Ну, а с завтрашнего…