В прошлое | В будущее

Одиннадцать лет назад, в апреле 2007 года, я совершил поездку от Калуги до Тулы, рассказ о которой был одной из самых первых записей в моём блоге. Давно мне хотелось повторить нечто подобное - только, понятное дело, не там, где я уже ездил. И меня очень привлекал маршрут от Калуги до Вязьмы. Это та же историческая Сызрано-Вяземская железная дорога, 1874 года постройки, одна из первых железных дорог Российской Империи. Ныне перешедшая в разряд второстепенных, и почти забытая. Но на ней ещё сохраняется, пусть и редкое, пригородное движение. Поэтому - надо ехать. Я и поехал - пока его совсем не отменили.

Как и одиннадцать лет назад, сначала еду электричкой до Москвы. Утренний Ярославский вокзал:

Затем - метро до Киевского:

За одиннадцать лет прогресс шагнул вперёд - за билетом в кассу мне бежать не надо - в кармане лежит распечатка электронного билета, купленного через Интернет. Впрочем, я всё равно приехал с запасом. Мой калужский экспресс уже на табло отправления, ходя до этого отправления ещё целый час. Через тоннель выхожу к тыльным платформам Киевского вокзала:

Тут пусто, ни одного поезда - думаю, понятно, почему. Внимание привлекает рельс в одном из тупиков - вернее, надпись на нём:

Это что, он уложен здесь 23 мая 1980 года? Ну, в принципе, такое может быть - это самый тупик, сюда и локомотив-то не дотягивается... Зато по другую сторону дебаркадера - оживление. Модный двухэтажный "Штадлер"-аэроэкспресс повёз утренних пассажиров во Внуково:

А вон и наш калужский экспресс подтягивается к платформе:

После получасового ожидания объявили посадку. О поездке до Калуги ничего особого рассказать не могу - ибо сразу после Солнечной закемарил, и проснулся только в Балабаново. А там уже не так далеко и до Калуги. И вот она:

Интересно, что через десять минут после прибытия экспресса Москва - Калуга уходит дизель на Тулу. Тот самый, на котором я ездил в 2007. Но мне сегодня в другую сторону, а до моего поезда - час с лишним. Вполне хватило, что бы прогуляться вокруг калужского вокзала. Вот он со стороны города:

Красивое здание 1903 года постройки. Но что интересно - это не первый калужский вокзал. И вообще - история железной дороги в Калуге весьма запутана, и интересна. Итак - железная дорога, а, точнее, линия Вязьма - Калуга - Алексин - Тула - Узловая - Павелец пришла сюда в 1874 году. И, что интересно - калужский вокзал был тупиковым. То есть, поезда, приходя на него с любой стороны, вынуждены были менять направление движения, что бы ехать дальше. Впрочем - вот схема, наложенная на карту Калуги начала ХХ века:

Рисунок (76)

Зелёное - это самая первая железнодорожная линия Сызрано-Вяземской дороги, пришедшая в Калугу в 1874 году. Как видно, пассажирские поезда, шедшие через Калугу, подъезжали к тупиковому вокзалу - а, что бы им ехать дальше, приходилось менять направление движения. Сейчас такое положение дел никого, особо, не волнует - возьмём, хотя бы, вокзал Мичуринска, через который проходят десятки поездов южного направления. Но в девятнадцатом веке транспортники посчитали иначе - и в 1898 году была построена петля (жёлтый цвет на схеме), сделавшая калужский вокзал сквозным.
А годом спустя, в 1899, открылось движение по линии Москва - Брянск Московско-Киевско-Воронежской железной дороги. Поскольку она прошла в стороне от Калуги, было принято решение построить соединительную линию, ведущую к вокзалу (обозначена красным). Но, так как и Московско-Брянская, и Сызрано-Вяземская железные дороги были частными, соединительную линию от московской дороги проложили параллельно существующему пути Сызрано-Вяземской дороги. Получилась двухпутка, по каждому из путей которой было двухстороннее движение. Двумя годами позже Московско-Киевско-Воронежсая дорога построила в Калуге собственный вокзал - на фотографии выше он и есть - и, для заезда к нему, проложила собственную петлю - левее уже существовавшей. Поскольку она пересекала и путь Сызрано-Вяземской дороги, и построенный, к тому времени, подъездной путь к пристаням на Оке (обозначен синим) - то пришлось строить высокие насыпи, и мосты.
Впрочем, левая петля просуществовала недолго - уже в середине ХХ века её разобрали за ненадобностью. Сейчас на том месте, где она проходила, городские улицы - осталась только часть насыпи, да несколько устоев бывших мостов. Два из них удачно переделали в памятники, известные калужанам под названием "Пушки".

Вот вид с переходного мостика над путями в ту сторону, где когда-то был тупик. А теперь туда - в Тулу, Узловую, и дальше аж до Владивостока (не забываем, что самые первые транссибирские экспрессы отправлялись из Москвы с Курского вокзала, и шли через Тулу - Узловую - Павелец - Пензу - Сызрань):

А это - в сторону Вязьмы и Москвы:

Рядом с пригородными тупиками калужского вокзала - всё тот же обрубок паровоза Су:

А вот пирожками из термосов, как одиннадцать лет назад, тут не торгуют. Теперь тут целый ряд палаток, где вам предложат и пирожки, и шаурму, и пиццу, и ещё тридцать три удовольствия. Впрочем, можно и местный общепит посетить:

Здесь же, рядом с железнодорожным вокзалом, и калужский автовокзал:

С которого можно уехать, например, в Большие Козлы!!! (очень уж мне название понравилось ;)):

В самом вокзале тоже есть кафе. А общественный туалет на вокзале бесплатный! (правда, он в таких подземельях, что посадить там кассира, по-моему, нереально. А ещё там мыла нет, совсем).

Впрочем, пора ехать дальше. Вон, уже, и состав наш подали:

Да, да. Банальный РА2 новомосковской приписки. Я-то, честно говоря, надеялся, что это будет АЧ2 - ведь одиннадцать лет назад именно они в ту сторону и ходили (снимок 2007 года):

Но - увы. Похоже, так мне и не доведётся на ней проехать хоть раз. Рядом с нами - электричка на Сухиничи. Как-то я пропустил тот момент, что постояннотоковые электрички приписаны к Смоленску (там электрификация на переменке, и вот эта электричка там ездить просто не сможет):

Народу в трёхвагонном дизеле немного - я сел в головной вагон, кроме меня, тут было человек десять. Наконец, отправление - знакомо, по многочисленным поездкам на РА2, взрёвывает дизель под полом (правда, с какой-то писклявой нотой) - мягко трогаемся, и потихоньку разгоняемся. Пока едем по Калуге, народ садится с платформ. Явные дачники, судя по их виду. На первой остановке - Азарово - двери у состава не могли открыться минуты две. Ох, упало качество обслуживания у депо Новомосковск (наш РА2-012 приписан там), ох, упало :) Тем временем проехали всю Калугу, налево пошла соединительная ветка в сторону Сухиничей, направо - в сторону Москвы - мы же едем прямо. Солнышко светит, все форточки, кроме одной - над моей головой - закрыты наглухо. Надо в такие поездки трёхгранку (железнодорожный ключ, которым закрываются окна) брать, ох, надо :)

Шаня:

Вышедшие пассажиры:

Помню, смотрел, как-то, по каналу Дискавери передачу "Железные дороги Аляски". Там показывали поезд, ходящий по линии раз в неделю - утром туда, вечером обратно - связывавший лесные поселения. Помню одну из героинь - молоденькую мамашку, живущую где-то в аляскинской тайге (я так и не понял - одна она там живёт? Тема мужа и его наличия была не раскрыта), которая утром берёт свою дочку-малышку, которой то ли годик от роду, то ли чуть больше, и едет на этом поезде в ближайшее поселение за детским питанием. При этом она выходит к железке из какой-то дикой глуши, дом, в котором они живут, стоит посреди леса, и не факт, что там есть даже электричество. А она - вот так, просто - не за продуктами первой необходимости, а просто - за детским питанием. Для полной нереальности дело ещё и зимой происходит. Ребёнка - в одеяло, и на руки, пеший марш-бросок через тайгу от лесного дома до железной дороги, тут её подбирает поезд с добрыми ангелами аляскинскими железнодорожниками, поездка в город, там встреча с подружкой, закупка ОДНОЙ бутылочки детского питания (О_о) - и вот они уже, через несколько часов, едут на этом же поезде назад в свой лес. Подружка героически решила поехать с ними, в гости на недельку. Зима, ночь, поезд останавливается на каком-то километре, малолетняя мамашка вытряхивается из вагона, принимает в руки кулёк с дитём, чмокающим бутылочкой с заветным питанием, и, сопровождаемая подружкой, стоически уходит по еле заметной тропке в чащобу. Занавес.

Поэтому, когда я еду по нашим, отечественным железным дорогам, и вижу вот таких наших молоденьких мамочек, героически тащущих своё чадо на руках - всегда вспоминаю ту передачу. Насчёт там - не знаю. А вот тут - вижу своими глазами.

Ну, это было лирическое отступление - а мы едем дальше. За Шаней в лесу некая огороженная территория, густо уставленная всякой автотехникой. Тут и Уралы, и УАЗы, и ЗиЛы-131, и, даже, несколько МАЗов-535:

Видимо, что-то такое от вояк осталось. Дальше какая-никакая цивилизация начинает постепенно заканчиваться. Проезжаем станцию Полотняный Завод - здесь заканчивается электрификация, идущая от Калуги. Станция плотно заставлена цистернами. Наш поезд принимают не вокзалу, а на путь в середине станции - а пути вокруг заставлены наливными составами. Хорошо хоть, от платформы есть проход к вокзалу. А за станцией - пойма реки Шаня:

Следующая станция - Говардово (ударение на А). Название дано в честь некоего иностранного промышленника Говарда, основавшего в этих местах производство. А так, это город Кондрово - один из крупных городов Калужской области, хотя железнодорожная станция тут находится на отшибе. Впрочем, пассажиров тут немало и выходит, и садится:

А вот и встречный на Калугу:

Едем дальше. Разъезд Костино, со старинным деревянным зданием вокзала - которое, похоже, нынче жилой дом. На крыльцо которого выходит старушка, встречающая поезд:

Разъезд Костино, линия Вязьма - Калуга.

Да уж, лучшие дни этой железной дороги далеко в прошлом. А, когда-то, тут кипела жизнь... Впрочем, РА2 бежит бодро, разгоняясь до 80 километров в час. Правда, трясёт его при этом безбожно - то ли подвеска у вагона уже убитая, то ли состояние пути не ахти. Следующая остановка - Мятлевская:

Известна точная дата открытия станции Мятлевская - 18 декабря 1874 года. Находится она в посёлке Мятлево - населённом пункте, расположенном на шоссе А130. До недавнего времени - А101. Эта цифирь может вам ничего не говорить, но иначе эта автодорога именуется ещё Старая Калужская дорога, Старая Польская дорога, или Старое Варшавское шоссе. Магистраль, построенная ещё при Николае Первом. Естественно, что населённый пункт, оказавшийся на пересечении двух магистралей, не мог не развиваться, как транзитный и перевалочный пункт. Поэтому - старых построек тут много. Кроме модернового РЖД-шного павильона с предыдущего снимка, есть и старое станционное здание:

А вот дальше - дальше подряд идут старинные, явно дореволюционные складские и пакгаузные строения:

Увы, и ах - всё это нынче, в эпоху эффективного менеджмента, заброшено, порушено, и никому не нужно:

Что же - прощаемся с Мятлевым, и снова за окном леса и леса. Бывшая станция Кошняки, и снова старое здание вокзала:

Тут же и бывшая казарма:

Едем дальше. Это не у оператора руки ходуном ходят, это реально вагон так трясёт и мотыляет из стороны в сторону:

Места всё глуше, цивилизации - всё меньше. 81 километр:

Тут же - останки ещё одного прижелезнодорожного строения:

77 километр (километраж на линии идёт со стороны Вязьмы):

Это уже посёлок Износки - конечный пункт назначения нашего поезда. Прямых поездов Калуга - Вязьма нет уже несколько лет - есть согласованный маршрут по станции Износки. Наш дизель-поезд прибывает туда, а через пятнадцать минут - отправление поезда Износки - Вязьма.

Тут тоже немало дореволюционных построек:

Износки.

Вяземский поезд нас уже ждёт - и увы, это тоже не АЧ2, а РА1. Из калужского поезда в него пересаживается десяток человек:

Поехали дальше. За окном, пока ещё, Калужская область:

Бывшая станция Угрюмово - последняя остановка в Калужской области. Здесь выходит треть пассажиров, пересевших с калужского поезда. Логично было бы продлить его сюда - но увы, Угрюмово давно уже не станция, а остановочный пункт без путевого развития - оборачивать состав здесь негде. Прямо у путей - колодец с, видимо, той самой железнодорожной водой, воспетой Гребенщиковым:

Тёмкино - крупный посёлок уже в Смоленской области, и станция с типовым послевоенным вокзалом:

Едем дальше. Смоленская область, визуально, никак не отличается от Калужской:

Только на платформах появились высоченные фонари, работающие от солнечных батарей:

Некоторые платформы находятся в абсолютной глуши, даже на карте до ближайшего жилья от них - десяток километров - и, всё равно, на них в поезд садятся пассажиры. Вообще, народу немного - на вагончик рельсового автобуса - человек двадцать. При этом помощник машиниста то и дело бегал в хвостовую кабину, а на одной из платформ из кабины вышел сам машинист, что бы усадить в вагон старушку. Не поезд, а сельская маршрутка, право слово.

Пойма какой-то реки:

Километровые платформы идут на убыль: 39 километр, 36, 22... В одном месте въезжаем в пелену белого дыма: горит сухая трава:

Ну ладно, в городах её всякие недоумки поджигают. Но тут-то, в лесу? Разве что, самовозгорание. Погода-то сухая. А, может, и окурок кто бросил:

Но вот уже подъезжаем к Вязьме. За окном пошли её дальние предместья:

Слева остался вокзал станции Вязьма-Брянская. Сначала я хотел выйти там, но передумал, и решил доехать до конца. Километраж платформ - уже в первой десятке:

Линия, шедшая строго с востока на запад, начинает поворачивать к северу. Слева подходят два пути главного хода Москва - Смоленск - Минск. Справа - огромное Бознянское болото, за которым виднеются многоэтажки вяземского района Московский:

Ну, вот и конечная - станция Вязьма:

Ближе к вокзалу стоит электричка на Смоленск, а на заднем плане - электричка на Можайск:

Но мне пока не надо ни туда, ни туда. У меня четыре с половиной часа на изучение города Вязьма. Но об этом - в другой раз ;)
promo dennism december 31, 2030 07:50
Здравствуйте, уважаемые посетители моего блога! Рад видеть Вас здесь :) Этот пост создан специально для Вашего удобства, и является, своего рода, путеводителем по моему журналу. Здесь вы можете немного узнать обо мне, о моей френд-политике, и о том, каким я хочу видеть общение в моём журнале. У…

( 150 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
micha1520
17 апр, 2018 06:10 (UTC)
Ааааа!!! АЧ2, любовь моя!!))
17 апр, 2018 06:13 (UTC)
Ага. Только нету их тут уже...
(без темы) - micha1520 - 17 апр, 2018 06:15 (UTC) - Развернуть
17 апр, 2018 06:23 (UTC)
прикольная станция Шаня)
17 апр, 2018 06:24 (UTC)
Да, я сразу про шанежки подумал :)
(без темы) - donni_nina - 17 апр, 2018 06:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dennism - 17 апр, 2018 06:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - komarov21 - 18 апр, 2018 20:15 (UTC) - Развернуть
deletant
17 апр, 2018 06:31 (UTC)
Трава не может самовозгорается, это не сноп сена в летнюю жару. Кто-то поджёг.
17 апр, 2018 06:33 (UTC)
Бутылку кто-нибудь бросил - вот тебе и увеличительное стекло, на солнце-то.
(без темы) - nealar - 17 апр, 2018 07:15 (UTC) - Развернуть
Всегда рад! :)
soullaway
17 апр, 2018 06:36 (UTC)
Хорошая поездка. Кругломордых электричек нету потому что они там не могут ездить? Или уже везде их извели под корень? Гребенщиков же пел не про колодец. Железнодорожной водой на жаргоне называли вроде спирт, который выдавали работникам ж/д. Во всяком случае, я такую версию слыхал.
17 апр, 2018 06:38 (UTC)
Кругломордые-то могут быть как постоянники, так и переменники :) Да, нету их тут уже совсем. А про песню я знаю, это я так, для красивого словца ;)
(без темы) - soullaway - 17 апр, 2018 06:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dennism - 17 апр, 2018 06:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - soullaway - 17 апр, 2018 06:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nealar - 17 апр, 2018 07:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - soullaway - 17 апр, 2018 07:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dennism - 17 апр, 2018 07:24 (UTC) - Развернуть
vedmed1969
17 апр, 2018 06:51 (UTC)
Сколько вокруг Москвы безлюдных пространств, оказывается
17 апр, 2018 06:52 (UTC)
Да, достаточно километров на сто отъехать.
(без темы) - vedmed1969 - 17 апр, 2018 06:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vedmed1969 - 17 апр, 2018 10:50 (UTC) - Развернуть
nealar
17 апр, 2018 07:20 (UTC)
На тему "до ближайщего жилья десяток км", я когда-то пытался спланировать маршрут по этой дороге, чтобы добраться до локации в 12 км от станции Дабужа. Но в итоге передумал, потому что от Серпейска чучуть ближе. И тоже пешком.
17 апр, 2018 07:26 (UTC)
Дабужа не на этой линии, а на линии Смоленск - Сухиничи.
(без темы) - nealar - 17 апр, 2018 08:19 (UTC) - Развернуть
kot_or_osl
17 апр, 2018 07:25 (UTC)
Большое спасибо за большой экскурс!
17 апр, 2018 07:27 (UTC)
Всегда пожалуйста! :)
nealar
17 апр, 2018 08:36 (UTC)
На фото ребёнок постарше, которого можно недетским питанием кормить. И судя по положению рук, тащить такого ребёнка тяжело.
(без темы) - nealar - 17 апр, 2018 09:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dennism - 17 апр, 2018 09:51 (UTC) - Развернуть
trehgrannik
17 апр, 2018 08:45 (UTC)
Прачетал и т.п. Удивлен двум моментам - это что еще есть РА-шки в своей кошмарной заводской раскраске и мега-модерновой конструкции на платформе.
17 апр, 2018 08:47 (UTC)
О, сколько нам открытий чудных... ;)
oldporuchik
17 апр, 2018 09:34 (UTC)
Обычные пассатижи прекрасно заменяют трехгранный ключ.
17 апр, 2018 09:36 (UTC)
Зачем мне пассатижи, когда у меня есть трёхгранка? :)
(без темы) - nealar - 17 апр, 2018 09:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dennism - 17 апр, 2018 09:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vedmed1969 - 17 апр, 2018 10:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nealar - 17 апр, 2018 11:48 (UTC) - Развернуть
patasak
17 апр, 2018 10:20 (UTC)
Ухх, ничего себе куда тебя занесло. Я вот всё никак до Ржева не доеду. Туда тоже какой-то сложный маршрут на перекладных.

Название "Большие Козлы" улыбнуло, конечно.))) Даже если имеются в виду кОзлы.
17 апр, 2018 10:22 (UTC)
Нет, именно козлЫ. Там по громкоговорителю рейсы объявляли :)
(без темы) - patasak - 17 апр, 2018 10:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yapet - 17 апр, 2018 10:27 (UTC) - Развернуть
yapet
17 апр, 2018 10:28 (UTC)
Да, душевный пост. О жизни, которая рядом, но нам отсюда не видна совершенно.
17 апр, 2018 10:32 (UTC)
Благодарю :)
jazzkosch
17 апр, 2018 10:43 (UTC)
Хороший отчёт получился. И вообще - шикарная линия, хотя в пределах четырёхугольника Орша-Унеча-Орёл-Вязьма вообще ещё много интересного, самые настоящие забытые магистрали в безвременье. Чего только один мастодонт Калуга-Могилёв (с купейным вагоном :-о) стоил в своё время!

На станции Говардово я бывал, ходил пешком от Кондрово через лес, наблюдал прибытие АЧ2+4АПЧ2+АЧ2 из Калуги. Ох и экзотика была для неискушённого пассажира Мосузла :) Тогда было примерно так: две прямых пары до Вязьмы, одна до Тёмкино (так сказать, внутрикалужскообластные), две до Мятлевской и даже две до Говардово.
17 апр, 2018 10:50 (UTC)
Сейчас там остатки былой роскоши: два ежедневных до Тёмкино, один ежедневный до Износок, и ещё два до Износок - один летний, и один по рабочим. Тоже, в принципе, неплохо, кое-где и этого нет.
nord_ursus
17 апр, 2018 10:53 (UTC)
Душевно. Я вот всё хочу от Ржева до Вязьмы съездить, и дальше в Брянск.

Но с другой стороны — РА1 и РА2 и оборачивать-то не нужно. Просто направление движения сменить, и всё. А чтобы организовать пересадку, их можно и на один путь поставить

Это как Земцы-Жарковский. Там машинист с помощником на остановках выходили либо перекурить, либо по малой нужде :) А мы с Грифоном в это время успевали выскочить и пофоткать (при том, что формально стоянки по одной минуте, но машинист следил и ждал, когда мы зайдём обратно)
17 апр, 2018 10:58 (UTC)
От Ржева до Вязьмы больно неудобное расписание - по пятницам и воскресеньям. А на главном пути оборачивать поезда нельзя, если это не тупик. Даже при таком движении, как на этой линии - нормативы не позволяют.
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 150 комментариев — Оставить комментарий )