DennisM (dennism) wrote,
DennisM
dennism

Category:

Владимирская кругосветка`2019: от Москвы до Черустей

Идея этого заезда появилась у моего товарища al_kamensky ещё год назад. Мысль была в том, что бы устроить эдакий мега-кольцевой заезд - по Большой Московской окружной железной дороге мы таких кольцевых заездов сделали уже много - пора было и расширить географию. Я и сам в прошлом апреле совершил вояж Москва - Калуга - Вязьма - Москва. Но одно дело планировать - другое дело собраться. В тот раз кворум так и не собрался. Спустя год уже я вспомнил об идее, и снова кинул клич. Увы, опять - "Я не могу...", "Я занят...", "У меня другие планы...". Ну и ладно - не хотите, как хотите. Поеду один :)

Правда, пришлось изначальный маршрут слегка изменить. Первоначально старт планировался из Орехово-Зуево - оттуда электричкой по БМО до Куровской, там пересадка на электричку казанского направления до Черустей, оттуда другой электричкой дальше до Вековки, где пересадка на четвёртую электричку до Мурома. Час в Муроме - откуда отправление по главной цели экспедиции - тепловозной одноколейке Муром - Ковров. Затем ещё час с небольшим в Коврове - и уже оттуда нижегородской "Ласточкой" до Москвы. Но за год расписание изменилось, электричку от Орехово до Куровской отменили - поэтому первый этап, от Орехово до Куровской пришлось выкинуть, и стартовать с Казанского вокзала:

DSC02295

На соседнем пути стоял состав, который в Москву привёл старенький ЧС2К:

DSC02294

Не часто они уже встречаются... А, казалось бы, и ЧС-вторых ещё совсем недавно на наших дорогах было полно.

Поскольку выезжал я с запасом, рано - то народа в электричке было не так уж и много. После Люберец-первых сворачиваем на казанский ход - самую молодую магистральную линию, отходящую от Москвы - ей "всего-то" сто семь лет. Когда в 1912 году её строили, как кратчайший маршрут из Москвы в Казань - то вместе с прокладкой путей одновременно строились и станционные здания, выдержанные в едином стиле. И, не смотря на свой почтенный возраст, многие из этих зданий сохранились. Вот бывший разъезд Вялки:

DSC02296

Линия изначально была однопутной, с разъездами. Вторые пути проложили в 1972 году. А вот на станцию Куровская - узловую на этом направлении - железная дорога пришла гораздо раньше, в 1899 году, в виде Ореховского подъездного пути - будущего участка БМО. Правда, от той станции Куровская не осталось ни следа. А нынешняя станция Куровская расположена совсем в другом месте, и встречает рельсовым автобусом РА1, стоящим у ближней к вокзалу платформы:

DSC02311

Что он тут делал - не знаю. РА1 по этой линии ездят, но только резервом - от Куровской, из депо, в ктором они базируются, до станции Кривандино, где они работают на одноколейке Кривандино - Рязановка. Мы же, тем временем, едем дальше на восток. Погода портится, народа в вагоне всё меньше. Проезжаем Шатуру, где за деревьями высятся трубы и корпуса Шатурской ГРЭС:

IMG_6773

Когда-то, изначально, с момента своей постройки в 1925 году и до начала девяностых, она работала на местном торфе. Весь Шатурский район опутывала сеть торфовозных узкоколеек. Увы, после перевода ГРЭС на газ, все они были разобраны. А ещё сохранился ширококолейный путь от самой ГРЭС до станции Кривандино, идущий параллельно путям казанского направления, и недалеко от платформы Ботино пересекающий их по путепроводу:

IMG_6776

Построен он был, видимо, тоже для подвоза торфа, только уже по широкой колее - с торфопредприятий в районе Рязановки и Радовицкого. И был, даже, электрифицирован! Видимо, расчёт был, что собственные электровозы ГРЭС будут забирать вагоны с торфом со станции Кривандино, и увозить на разгрузку. Но... решение перевести станцию на газ было принято раньше, чем вся эта система заработала. Электрификацию с пути сняли (или не успели повесить - сведения разнятся), а путь остался для подвоза аварийного топлива - мазута.

Заколоченное станционное здание платформы Воймежный:

IMG_6777

Сосновые леса Мещёры, через которые идёт линия, ближе к Черустям сменяются берёзовыми:

IMG_6778

Правда, сосны растут, как известно, на сухой почве - а тут вдоль дороги везде подтоплено, и много деревьев повалилось:

IMG_6780

Но вот и Черусти - конечная для московской электрички. Электричка уезжает дальше - в парк отстоя:

IMG_6783

Слева за забором видно заброшенное здание бывшего депо Черусти. Работало оно с момента открытия линии, с 1912 года, по 1986:

IMG_6785

В 1986 году электрификация линии, заканчивавшаяся тогда в Черустях, была продлена дальше, до станции Вековка - а со стороны Казани в Вековку так же пришла электрификация, только уже на переменном токе. Станция смены локомотивов - в Черустях тогда меняли московские электровозы на тепловозы Горьковской железной дороги - тоже переместилась из Черустей в Вековку, и депо переехало туда же. А, ведь, депо Черусти было одним из немногих депо, в приписном парке которых были, одновременно, и электровозы и тепловозы, и электропоезда, и, до последнего момента, паровозы! Но электрички тоже переехали отсюда в открытое в 1984 году депо Куровская, и сейчас бывшее депо просто заброшено. Интеренсно, кстати, что носило оно наименование ТЧ-9, и этот номер был передан открывшемуся в 1992 году моторвагонному депо Пушкино. Однако, в 2010 году и депо Пушкино было ликвидировано, став из моторвагонного оборотным (поговаривают - за попытку локомотивных бригад этого депо организовать забастовку). Так что, аббревиатура ТЧ-9, похоже, какая-то несчастливая...

Но и без депо тут немало действующих служебных зданий, причём, они не перекрашены в нынешние корпоративные цвета РЖД, а, до сих пор, несут на себе "фирменные" цвета Казанского направления. Была, в своё время, такая идея - дать каждому направлению, отходящему от Москвы, свой собственный цвет. Причём, в эти цвета перекрашивалось всё: электрички, станционные здания, таблички с названиями станций... Но эти расцветки, в полном объёме, успели получить только Ярославское и Казанское направления: первое стало серо-синим, второе - салатово-зелёным. На других направлениях успели только таблички перекрасить, да столбы. А, потом, г-ну Якунину захотелось перекрасить сразу все РЖД в унылые депрессивные серые цвета с добавлением - видимо, для разнобразия - красного, что мы и наблюдаем сейчас... Но в Черустях станционные постройки ещё несут на себе память о прежних временах:

IMG_6802

На станции стоит вот такой памятный столб, напоминающий, что Черусти является ещё и граничной станцией между Московской и Горьковской железными дорогами (158 - это километраж от Казанского вокзала Москвы):

IMG_6787

А ещё у станции сохранилась целая улица старых домов, построенных в 1912 году для работавших здесь железнодорожников. В отличие от депо, они вполне обитаемы:

IMG_6789

Деревянный модерн, между прочим. 1912 год - как раз самый пик развития этого архитектурного стиля:

IMG_6790

Привокзальная площадь Черустей:

IMG_6798

На автобусе отсюда можно уехать в Шатуру и в соседний городок Рошаль, куда от станции Черусти идёт подъездной путь:

IMG_6793

А, вообще, провинциальность Черустей тут бросается в глаза:

IMG_6795

Ну, и дестрой присутствует, конечно (справа на заднем плане видно всё тоже заброшенное депо):

IMG_6796

Но пора уже идти, занимать место в электричке на Вековку. Она давно уже стоит у низкой платформы:

IMG_6800

Хотя от Черустей до Вековки мы поедем уже по Горьковской железной дороге, обслуживает этот маршрут состав из депо Куровская Московской железной дороги:

IMG_6806

Просто у Горьковской нет здесь своих электропоездов постоянного тока - вот и приходится договариваться с соседями. До 1 января 2013 года вообще существовали прямые электрички Москва - Вековка, на одной из них я ездил девять лет назад в Струю - самый восточный остановочный пункт Подмосковья. Но затем в РЖД придумали, что маршрут пригородных поездов не может превышать 200 километров - а от Казанского вокзала до Вековки этих километров 207 - и прямые поезда отменили. Поэтому приходится ездить на перекладных... чем я, собственно, и займусь - но об этом в следующей части.


Tags: Владимирская кругосветка, Черусти, железная дорога, путешествие, электричка
Subscribe

Posts from This Journal “Владимирская кругосветка” Tag

promo dennism december 31, 2030 07:50
Buy for 10 tokens
Здравствуйте, уважаемые посетители моего блога! Рад видеть Вас здесь :) Этот пост создан специально для Вашего удобства, и является, своего рода, путеводителем по моему журналу. Здесь вы можете немного узнать обо мне, о моей френд-политике, и о том, каким я хочу видеть общение в моём журнале. У…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 102 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “Владимирская кругосветка” Tag