DennisM (dennism) wrote,
DennisM
dennism

Category:

По следам непостроенной железной дороги

О практически неизвестном, начатом в своё время, сто десять лет назад, строится, но так никогда и не построенном радиусе московского железнодорожного узла от Щёлково через Фряново к станции Бельково, и далее на Иваново уже писал в своём журнале al_kamensky. 30 августа прошлого, 2009 года, мы вместе с ним предприняли поездку по местам, где должна была пройти эта железная дорога, в поисках сохранившихся артефактов.

Для начала - карта. На карте-километровке 1985 года синим прямоугольником выделена просека на месте, где должна была пройти линия. На самом деле, не думаю, что тогда, двадцать пять лет назад, эта просека сохранялась в относительно хорошем состоянии. Почему - увидите дальше, по фотоснимкам. Да: артефакты сохранились только на участке от Фряново до Бельково. На участке от Фряново до Щёлково к строительству линии, скорее всего, так и не успели приступить. Двумя оранжевыми эллипсами, вписанными в синий прямоугольник, отмечены места съёмки. Ещё одно место, в окрестностях посёлка Фряново, осталось за западным обрезом карты.





Совсем краткий экскурс в историю этой дороги звучит так: в 1898 г. Иваново-Вознесенский комитет торговли и мануфактур (сокращённо ИВКТМ) поддержал ходатайство владельцев Фряньковской и Вознесенской мануфактур перед Министерством путей сообщения о проведении ветки Бельково – Щелково Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. В следующем году по инициативе комитета состоялось собрание ивановских предпринимателей по вопросу устройства железнодорожных подъездных путей к фабрикам, где было достигнуто соглашение о принятии промышленниками части расходов по строительству.
Поселки Московской губернии Фряновский и Вознесенский (ныне город Красноармейск) возникли благодаря мощным текстильным предприятиям. На Вознесенке перерабатывали хлопок, Фряновская мануфактура - щелк и шерсть. Железная дорога должна была пройти до Щелково, а к Вознесенской мануфактуре грузы первоначально планировалось доставлять по существующей уже узкоколейной дороге, а затем перешить ее на широкую колею.( отсюда же )

Поле севернее деревни Еськино (три с небольшим километра восточнее Фряново). Именно здесь его должна была пересекать железнодорожная линия:



А это - сохранившееся остатки сделанной железнодорожной насыпи. Поле с первого снимка - впереди, его видно слева. Вид в сторону Фряново. Кто-то из местных, или неместных жителей привёз сюда, и бросил у подножия насыпи старый диван. В этом месте насыпь срыта, скорее всего, местные жители срыли её на песок:



А мы пойдём в сторону Бельково. Там насыпь появляется снова, и через несколько сотен метров обрывается на берегу речки Мележи. al_kamensky смотрит на восток, а Мележа - у меня за спиной:



Возвращаемся на поле с первого снимка. Это - западная часть насыпи. Видно, что и здесь её срыли с целью добычи песка, из которого она была насыпана:



Теперь переносимся во Фряново. Это - восточная окраина посёлка. Здесь тоже сохранились насыпь и просека. Вид в сторону Щёлково:



Насыпь пересекает линия ЛЭП на таких вот деревянных опорах:



Чуть дальше в сторону Щёлково. Насыпь тут спускается к долине речки Ширенки. За речкой просека перодолжается ещё некоторое расстояние, упираясь в южный микрорайон посёлка Фряново. Южнее посёлка никаких следов линии нет. А ведь, будь эта дорога построена, жители Фряново, и других населённых пунктов, расположенных вдоль современного шоссе Щёлково - Фряново, получили бы прямую железнодорожную связь с Щёлковым, Москвой и Иваново. Да и во Фрязино железная дорога пришла бы не со стороны Ивантеевки, как сейчас, а со стороны Новой Слободы...



Дальше наш путь лежал уже в окрестности Киржача (второй, восточный эллипс на карте). Здесь, в окресностях деревни Курбатово, тоже есть, на что посмотреть. Для начала - вот такой полуразвалившийся мостик через реку Шерна (к железной дороге он никакого отношения не имел):



Левее его - останки ещё одного, более старого, моста. А ещё левее, за кадром - действующий современный, железобетонный мост:



В километре южнее Курбатово, в лесу, можно увидеть следы земляных работ, выполненных при подготовке строительства железнодорожной линии. Выемка (вид в сторону Бельково):



Она же, вид в сторону Фряново:





Через некоторое время выемка выходит на опушку:



Снова вид в сторону Бельково:





Чуть дальше от места её выхода из леса:



А через сотню метров линия начинает подниматься на высокую насыпь (вид в сторону Фряново):



Вид с насыпи снова в сторону выхода линии из леса:



Насыпь высокая, метров пять - шесть. Вид в сторону Бельково:



С насыпи открываются вот такие шикарные виды:



Примерно через километр, на берегу Шерны, насыпь обрывается. На другом берегу никаких следов земляных работ не видно. Вид на насыпь с берега:



Зверушка (вернее, пресмыкающееся :)):



Потомок динозавров!



Дальше наш путь лежал к платформе 138 километр Большой Московской окружной железной дороги. Примерно в полутора километрах севернее его к БМО и должна была выходить железнодорожная линия.
Будка возле платформы:





Вид от платформы на север, в сторону Александрова. Где-то там, в районе уходящей вправо кривой, должно было быть примыкание... Или путепровод? Ведь линия планировалась прямой на Иваново, а этот участок нынешней Большой московской окружной - от Александрова до Киржача - уже существовал, будучи построенным в 1873-м году:



Общий вид о.п. 138 км.:



Возвращаемся назад. Для просёлка, идущего от 138-го километра к деревне Курбатово, в насыпи сделан прокол:



Обратно едем через Бельково - Киржач. На переезде мимо проносится электричка Александров - Орехово. А, сложись обстоятельства иначе, могла бы она идти сейчас на Фряново, и дальше, в Щёлково:



Вот такие следы остались от этой линии. Так никогда и не построенной...

Tags: БМО, Фряново, железная дорога, линия Щёлково - Бельково
Subscribe

  • Аналогия

    Слушайте, а вот ведь интересно. Мы тут читаем в новостях, как в этих самых Соединённых Штатах актрису выгнали из сериала за её высказывания...…

  • Ну, праздники понеслись

    Практически весь мир сегодня отмечает Рождество Христово - а вот территории, обслуживаемых ЖЭУ-7 РПЦ - нет. Исключительно потому, что в 1918…

  • Наглядная агитация

    ...по-фрязински. Впрочем, не только у нас во Фрязино этим страдают. Кто-то, до сих пор, свято уверен, что граждан можно наставить на путь истинный…

promo dennism декабрь 31, 2030 07:50
Buy for 10 tokens
Здравствуйте, уважаемые посетители моего блога! Рад видеть Вас здесь :) Этот пост создан специально для Вашего удобства, и является, своего рода, путеводителем по моему журналу. Здесь вы можете немного узнать обо мне, о моей френд-политике, и о том, каким я хочу видеть общение в моём журнале. У…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • Аналогия

    Слушайте, а вот ведь интересно. Мы тут читаем в новостях, как в этих самых Соединённых Штатах актрису выгнали из сериала за её высказывания...…

  • Ну, праздники понеслись

    Практически весь мир сегодня отмечает Рождество Христово - а вот территории, обслуживаемых ЖЭУ-7 РПЦ - нет. Исключительно потому, что в 1918…

  • Наглядная агитация

    ...по-фрязински. Впрочем, не только у нас во Фрязино этим страдают. Кто-то, до сих пор, свято уверен, что граждан можно наставить на путь истинный…