DennisM (dennism) wrote,
DennisM
dennism

Categories:

По следам Пироговской железнодорожной ветви

Когда-то давно, лет сорок назад, в начале лета в московских газетах - например, "Вечерней Москве" - появлялись заметки, озаглавленные как-то вроде "Подмосковные зоны отдыха ждут отдыхающих". И дальше шёл перечень этих зон отдыха, с указанием маршрутов транспорта, которыми до них можно было добраться. В их числе обязательно указывалось и следующее: "До Клязьминского водохранилища вы можете добраться электропоездом от Ярославского вокзала до станции Пирогово".
Удивительно, но "Комсомольская правда" умудрялась печатать это в самом конце девяностых - когда ветка на Пирогово уже пару лет как была разобрана. Так что лично я деградацию отечественной журналистики отмеряю как раз с этого момента... но здесь речь не об этом. А о железнодорожной линии Мытищи - Пирогово. Построена она была в начале тридцатых годов прошлого века, в 1961 году - электрифицирована. В те далёкие годы железнодорожный транспорт был куда востребованнее, чем сейчас. А я застал эту ветку ещё рабочей в первой половине девяностых. И могу точно сказать, что в те годы пассажиропоток на ней был таков: утром - небольшое (но не критично большое - посёлок Пирогово в те годы был именно, что посёлком, с населением около одной тысячи человек) количество пассажиров в Москву, вечером - из Москвы, плюс летом - те самые отдыхающие. А во внепиковое время двенадцативагонная электричка неспешно везла пару десятков пассажиров, не больше. К тому же, ветка пересекала кучу автодорог с весьма оживлённым движением. Всё это, по совокупности, и привело сначала к закрытию движения по ветке летом 1997 года, а потом и её ликвидации.
А осталось ли сейчас от неё что-нибудь? Энтузиасты - исследователи железных дорог неоднократно ходили по её трассе - но их отчёты, которые я встречал, были датированы началом двухтысячных. А у нас нынче уже две тысячи двадцать первый. Самое время пойти, и посмотреть!
Станция Мытищи, четвёртая платформа. Во времена существования электричек Москва - Пирогово они, как правило, уходили в сторону последнего от первой платформы - при этом пресекая по стрелкам все параллельные пути, и попутные и встречные. Когда же за год до ликвидации движения почти все электрички от Пирогово до Ярославского вокзала отменили, за исключением одной пары вечером, и укоротив их до Мытищ - отправляться они стали как раз от четвёртой платформы. Она тогда на станции Мытищи практически не использовалась. Ну, а после реконструкции станции в 2003 году её полностью переделали, и именно теперь с неё уходят практически все электрички в Москву. А это - вид с неё в сторону области. Вот туда в девяносто шестом коротенькие четырёхвагонные составы на Пирогово и уходили:

IMG_4693



В северной горловине станции пути расходятся: прямо - на Ярославль, Архангельск и Владивосток, направо - на Владимир, Нижний Новгород и Владивосток, а вот налево - на станцию Мытищи-северные и Владивосток и в сторону Пирогово:

IMG_4695

Железнодорожный переезд с Силикатной улицей:

IMG_4701

Тут целых три пути: левый - собственно перегон Мытищи - Мытищи-северные, центральный - бывший путь Пироговской ветви, вдоль которого сохранились опоры контактной сети, и правый - подъездной к местным предприятиям:

IMG_4703

Слева видны явно железнодорожные ворота. Когда-то в них тоже заходил подъездной путь - но за ними нет уже той организации, которая его эксплуатировала, а за её сохранившимся забором стоит высотка ЖК "Рупасовский":

IMG_4704

А ведь сохранись пассажирское движение на ветке поныне - жители этой самой высотки наблюдали бы в окна за медленно ползущими электричками:

IMG_4710

Почему медленно? А потому, что путь тут представляет из себя сплошную связку нескольких кривых - левая, правая, за ней снова левая, и скорости здесь были ограничены:

IMG_4715

А за этой кривой и начинается станция Мытищи-северные:

IMG_4718

Путь бывшей Пироговской ветви идёт тут правее от станционных путей. А путь за забором справа находится на территории таможенного склада:

IMG_4723

Что любопытно - на пути есть даже небольшой накат:

IMG_4726

Дальше пироговский путь поднимается наверх, к Угольной улице - а пути станции, наоборот, остаются в выемке. Справа станционное здание и пост ЭЦ Мытищ-северных, так что это полноценная станция, а не парк станции Мытищи:

IMG_4731

Местные тепловозы скучают в ожидании работы:

IMG_4734

А вот дальше наката на рельсах уже нет:

IMG_4737

А ещё через сотню метров путь упирается в сделанную на скорую руку тупиковую призму. По сути, это просто куча песка, наваленная на рельсы, и уже густо заросшая:

IMG_4741

Дальше рельсов нет, но ещё сохранились следы насыпи в виде гранитного балласта, кое-где проступающего из-под травы. А ведь именно в этом месте была платформа Динамо. От неё даже кое-что осталось - бетонный устой платформы, и наваленные тут же обломки бетонных плит, из которых была сделана платформа:

IMG_4754

А тут, возможно, домик кассы стоял. Чуть дальше видно лежащую в траве опору контактной сети:

IMG_4756

За платформой Динамо, названной в честь одноимённого стрельбища, располагавшегося рядом, линия поворачивала чуть правее, точно на север. Вот этой автодороги тогда тут не было. А по центру снимка, вдали, видна ещё одна, стоящая опора КС:

IMG_4763

К ней и пойдём:

IMG_2737

А прямо перед ней, справа, ворота заброшенного стрельбища "Динамо":

IMG_2735

Ну что же - идём вперёд. Тут много сохранившихся опор, некоторые даже с консолями:

IMG_2740

А некоторые устали стоять зазря, и упали:

IMG_2745

Заросло тут всё, конечно, прилично. Но трассировка бывшей линии вполне читаема, хоть и труднопроходима:

IMG_2756

Время от времени встречаются опоры, стоящие парами - старая, и рядом поновее. Ирония судьбы - контактная сеть, вместе с опорами, на Пироговской ветви была полностью обновлена за год до её закрытия. Старые опоры тогда ещё не успели убрать - а потом руки уже не дошли и ни до старых, и ни до новых:

IMG_2758

Так и стоят вдвоём:

P_20200624_142121

Внезапно в лесу - широченная просека:

IMG_2767

Это строят платную автомагистраль Виноградово - Тарасовка, которая будет соединять Дмитровское и Ярославское шоссе. Прямо через Пироговский лесопарк, ага... И тут пока опоры стоят парой:

IMG_2765

И шпалы валяются местами:

IMG_2770

Одинокий изолятор, висящий на консоли опоры контактной сети, в этом густом лесу выглядит каким-то своим. Будто некий плод вырос на ветке необычного железобетонного дерева:

IMG_2774

Ближе к деревне Высоково на бывшей насыпи появляется натоптанная тропинка:

IMG_2775

А вот дальше начинается полоса с препятствиями. Справа тут находится мусорный полигон Коргашино, и в лесу прокопаны рвы и канавы, огораживающие его. Поэтому часть насыпи тут срыта, приходится обходить через лес. Но дальше насыпь цела, и выходит к окраинам Высоково. Тут по ней уже местные дачники на машинах ездят:

IMG_2782

А ведь где-то именно здесь в конце пятидесятых сделан вот этот снимок (спасибо сайту Pastvu):

gbbhj17xj4sctp5jwl

Ветка ещё не электрифицирована, и состав из старых вагонов ведёт такой же старый паровоз. Видите на дальнем плане опору ЛЭП? Вон она, за деревьями - до сих пор на месте:

IMG_2787

И именно здесь располагалась платформа Победа - фото всё с того же Pastvu:

2w7kljy476n80ikqyj

Это снято уже после закрытия движения - вон из-под платформы какие кусты выросли...

А впереди у нас - железнодорожный переезд через Пироговское шоссе:

IMG_2791

Можно представить, что под асфальтом, до сих пор, рельсы:

IMG_2794

Но на другой стороне дороги всё настолько густо заросло, что я смог пройти всего пару десятков метров. Дальше понадобилась бы бензопила, или, хотя бы, мачете - но у меня их с собой не было. Но если вернуться к шоссе, то с него видно очередную опору, стоящую около бывшего пути:

IMG_2795

Раньше, судя по старым картам, в этом месте был пустырь. Сейчас же сё застроено современными многоэтажками, и бывший путь проходил буквально в полусотне метров от одной из них. Его насыпь тут облюбовали местные жители в качестве места отдыха - стоящие мангалы и россыпи пустых бутылок попадаются тут на каждом шагу. Ну и очередную опору слева видно:

IMG_2802

Дальше путь перегорожен стройплощадкой - пришлось обходить, причём весьма далеко. Ближе к самому Пирогову на насыпи снова появляется тропинка:

IMG_3074

Вокруг деревенские дома с участками, а тут, когда-то, ходили поезда:

IMG_3090

Но дальше - снова стоп. На трассе бывшей железной дороги построены складские комплексы. Конечно, можно их обойти, и заглянуть с другой стороны. Слева, вон, очередную сохранившуюся опору видно:

IMG_3103

А местные названия тут сплошь напоминают о прошлом:

IMG_3107

Или вот:

IMG_3108

И даже вот так. Это тем более удивительно, что станция Пирогово, по имени которой называется автобусная остановка, физически не существует уже почти двадцать пять лет:

IMG_3111

Здесь был очередной переезд - с улицей Центральная:

IMG_4788

Практически сразу за переездом путь раздваивался. Видите стоящую машину? Вот где-то там, где она стоит, начиналась пассажирская платформа станции Пирогово:

IMG_4786

Опоры тут сохранились и справа, и слева:

IMG_4782

Между ними, где сейчас дорога, был платформа - а на месте забора справа стоял вокзал (снимок снова с Pastvu):

2b32c9f0d136e4ff29d64cf9d9beeba8

Конечно, от него нынче не осталось вообще ничего. Он сгорел ещё до того, как на закрытой ветке сняли рельсы. Ещё одна пара опор - старая и новая:

IMG_4768

Вот они же, только слева - это вид в обратную сторону - на снимке 1997 года всё с того же Pastvu:

bz5u5j23vum5oj6hey

А платформа своим западным торцом упиралась в забор, огораживающий дамбу Пироговского водохранилища - этот забор немного видно на заднем плане, за очередной опорой:

IMG_4779

А если пройти за забор дальше - то вон и оно, водохранилище:

IMG_4770

Может, оно и к лучшему, что сейчас электрички с отдыхающими сюда не ходят. Пляж тут совсем небольшой, много народа не разместится. Ну, а на этом у меня всё. Спасибо за внимание!
Tags: Мытищи, Мытищи-Пирогово, Пирогово, было-стало, железная дорога, история
Subscribe

Posts from This Journal “железная дорога” Tag

  • Артефакты Бескудниковской ветви

    Чем дальше я интересуюсь историей Бескудниковской ветки - тем всё более новые подробности выплывают на поверхность. Как-то я в другой соцсети выложил…

  • Одним старинным вокзалом стало меньше

    Грустная новость пришла на прошлой неделе из Тверской области: сгорел старый вокзал бывшей станции Чёрный Дор, расположенной на железнодорожной линии…

  • Памятник Бескудниковской ветке

    Я тут намедни прогулялся по всей трассе бывшей железнодорожной линии Бескудниково - Лосиноостровская. Фоток много, теперь надо отобрать штук сорок, и…

promo dennism december 31, 2030 07:50
Buy for 10 tokens
Здравствуйте, уважаемые посетители моего блога! Рад видеть Вас здесь :) Этот пост создан специально для Вашего удобства, и является, своего рода, путеводителем по моему журналу. Здесь вы можете немного узнать обо мне, о моей френд-политике, и о том, каким я хочу видеть общение в моём журнале. У…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “железная дорога” Tag

  • Артефакты Бескудниковской ветви

    Чем дальше я интересуюсь историей Бескудниковской ветки - тем всё более новые подробности выплывают на поверхность. Как-то я в другой соцсети выложил…

  • Одним старинным вокзалом стало меньше

    Грустная новость пришла на прошлой неделе из Тверской области: сгорел старый вокзал бывшей станции Чёрный Дор, расположенной на железнодорожной линии…

  • Памятник Бескудниковской ветке

    Я тут намедни прогулялся по всей трассе бывшей железнодорожной линии Бескудниково - Лосиноостровская. Фоток много, теперь надо отобрать штук сорок, и…