История Хомутовского тракта уходит к первой половине XIV века. При Иване Калите по Хомутовке можно было добраться не только до вышеупомянутых пунктов, но и ещё много куда (схема с сайта Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Хомутове):

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Однако к середине XIX века Хомутовка начала уступать свои позиции: появившиеся в округе новые промышленные сёла - Щёлково, Фрязино, Гребнево, Назимиха, Трубино - обзавелись собственной, более прямой дорогой, получившей название Ново-Хомутовского тракта. Сейчас мы её и знаем, как современное Щёлково-Фряновское шоссе. Хотя на картах середины XIX века старый Хомутовский тракт обозначался, как ещё довольно крупная дорога:

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Тем не менее, дорога всё более и более приходила в упадок. Какие-то её части изчезли вовсе, поглощённые разрастающимися городами. Кто сейчас помнит, что старая Хомутовка начиналась практически от центра современной Москвы? Об этом напоминает только существующий и поныне между Садовым кольцом и соединительной железнодорожной ветвью между станциями Москва-Каланчёвская и Москва-Курская (Алексеевской ветвью) Хомутовский тупик. А дальше трасса дороги, проходившая через Сокольники - Преображенку - Богородское и современое Гольяново, поглощена Москвой. Только выезд из Москвы через МКАД в Абрамцево - это и есть Хомутовка. Дальше она теряется в чаще Лосиного острова... В районе бывшего села Хомутово, давшего имя всей дороге - ныне вошедшего в черту города Щёлково - следов старой дороги нет. Или их нереально трудно обнаружить. Ещё бы, местность вся застроена - перестроена, появились новые дороги и дома... От Хомутово тракт шёл относительно чётко на север. Сейчас на этом месте поле, которое за прошедшие годы было пахано-перепахано (последний раз - прошлым летом, после страшных лесных пожаров), и никаких следов дороги, ясное дело, там тоже нет...
А вот в том месте, где старая дорога пересекает железнодорожную ветку Болшево - Фрязино, следы Хомутовки сохранились, и каждый, кто проезжает здесь на электричке, их наверняка видел! И это удивительно: на момент постройки этой ветви (1935 - 1936 года) Хомутовка давно уже превратилась в обычную второстепенную дорогу, которая даже на картах обозначалась, как просёлочная:

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Здесь она в самом центре, пересекает букву "К" в слове "Ивантеевка" :) Так вот: строители железной дороги не поленились, и устроили в этом месте переезд через железнодорожные пути. Вот он, если смотреть на него с северной стороны:

«Хомутовский тракт» на Яндекс.Фотках
А так эта дорога выглядит, если смотреть с насыпи (пусть не смущает обилие зелени, конкретно этот снимок, и следующий, сделаны прошлым летом):

«Хомутовский тракт» на Яндекс.Фотках
Бывший переезд находится чётко на 37-м километре железнодорожной линии Москва - Фрязино, здесь стоит километровый столб:

«Хомутовский тракт» на Яндекс.Фотках
Спускаясь с переезда, бывшая дорога ныряет в ворота дачного кооператива "Лотос":

«Хомутовский тракт» на Яндекс.Фотках
И через несколько десятков метров упирается в забор. А что за забором? Заглянем...:

«Хомутовский тракт» на Яндекс.Фотках
Вот оно, продолжение легендарной дороги! Дороги, по которой никто не ездил уже целых шесть десятков лет! И отлично видно, что это именно дорога, а не просто просека в лесу.
Через забор прилюдно я не полез :) Пришлось обойти весь дачный массив - а это километра два. К счастью, за дачами проходила вполне нахоженная тропинка. На всём её протяжении виднелись следы копыт каких-то крупных животных. Может быть, лошадей - в округе несколько частных конюшен, а, может быть, судя по отсутствию следов подков, и лосей. А, может, и коров - некоторые круглогодичные дачники их держат :) В общем, по этой тропинке я и добрался до старой дороги:

«Хомутовский тракт» на Яндекс.Фотках
Читается она прекрасно. С обеих сторон сохранились глубокие кюветы (конечно, со временем они затянулись, но, тем не менее, ориентироваться легче всего именно по ним). Взгляд в обратную сторону, в сторону забора дачного кооператива и Москвы:

«Хомутовский тракт» на Яндекс.Фотках
Удивительно, но, несмотря на более, чем полувековое отсутствие движения по дороге, её поверхность до сих пор твёрдая, даже под слоем скрывшей её хвои, листвы и почвы. Даже крупные деревья не растут на бывшей проезжей части, оккупировав канавы на обочинах:

«Хомутовский тракт» на Яндекс.Фотках
Интересно, что в этом месте бывший тракт представляет собой как бы две дороги, идущие параллельно друг другу, типа двухполосного шоссе, разделённого кюветом посередине. Похоже, в своё время, таким образом производился ремонт дороги: что бы не латать старую, прямо рядом с ней проложили новую :) А, когда движение прекратилось полностью, по линии дороги проложили подземный кабель. Действует ли он поныне, неизвестно, но на бывшей проезжей части попадаются вот такие, обозначающие его, столбики:

«Хомутовский тракт» на Яндекс.Фотках
Через несколько сотен метров бывший тракт упёрся в забор очередного дачного кооператива. Похоже, первоначально тут существовал достаточно широкий проезд, но потом предприимчивый дачник оккупировал это место, и впихнул на относительно небольшой пятачок дачный домик:

«Хомутовский тракт» на Яндекс.Фотках
Форсировать очередную преграду я не стал. Для меня было достаточным узнать, что следы Хомутовского тракта сохранились, причём видны отчётливо, и есть возможность и в дальнейшем пройти по его трассе, не опасаясь, что её скроет летняя зелень. Тем более, что я точно знаю, что ближе к деревне Сабурово по бывшей проезжей части Хомутовки проведена линия ЛЭП, а, значит, за её просекой следят. Так что в планах - продолжение похода :) У кого есть желание присоединиться - буду рад :)
Записи из этого журнала по тегу «Хомутовский тракт»
-
Щёлково: по следам Хомутовского тракта
Про Хомутовский тракт я уже писал несколько раз - про его сохранившиеся участки от бывшеего переезда на фрязинской железнодорожной ветке до дачного…
-
По Хомутовскому тракту: от Сабурово до Ивантеевки
Целых три с половиной года я собирался пройти этим маршрутом - и, наконец, собрался: От железнодорожной ветки Ивантеевка - Фрязино до…
-
Таинственная лесная дорога
Представьте: осень, конец октября. На лиственных деревьях держатся самые стойкие, последние почерневшие листья. В лесу - полная, даже какая-то…
Comments
ОК. Дублирую комментарий сюда:
Старый Хомутовский Тракт
Я тоже местный (Ф.), бегаю по этим просекам и ЛЭП постоянно, и кажется даже понял по фото, где та дачная линия, возле которой вы нашли остатки тракта.
Однако про историю его ничего не знал.
Потому - мне интересно. Если соберетесь, давайте свяжемся и сходим вместе. Я могу потратить целый день (в любой день в принципе), так что просто надо договориться
Погоду обещают с возможными дождями в субботу, но без дождей ("облачно") в Воскресенье. Поскольку тепло (23 градуса), это не проблема - достаточно взять с собой пластиковую накидку (их продавали, например, в магазине спорттоваров на Проспекте Мира).
Я бы предложил встретиться в субботу часов в 10 возле Фрязино Пассажирская, обсудить маршрут и пройти по дороге от линиии ж/д до Сабурово. Это (подход 4 км плюс) километров 5 и вернуться от Сабурово во Фрязино еще километра 3.
(можно сократить километра 3-4, если подъехать до Детской на поезде и начать оттуда)
Кстати, если подняться на холм на другой стороне ж/д дороги от того места, где вы нашли переезд, там открывается красивый вид с границы поля на Щёлково. Скорее всего именно там шла дорога, там находится Хомутово. Это сразу за коттеджами, метров 400.
ПРЕДЛАГАЮ ТАКОЙ МАРШРУТ:
дойти/доехать до Детской. Затем подняться на холм, сфотографировать красивый вид. (от Фрязино туда можно дойти, кстати, лесом не вдоль ж/д)
Затем вы мне покажете кусок дороги, который идет от переезда. Мы не будем углубляться.
Мы вернёмся к ж/д и затем пройдем по линии дач до узла (примерно 1км?), где пересекаются линии ЛЭП (там находится магазин, новодельная часовенка для дачников). Оттуда через узкий проход между дачами почти напротив дома с часовней можно попасть на начало пути, зарастающую "просеку", которая выведет нас к грунтовой дороге ведущет от Фрязино к Московским дачам. Это километра 2-2,5
Там мы перейдем грунтовку и попадем на место (бывшего моста?) через Любосеевку (разрушен, но в воде лежит березовое бревно, по которому мы перейдем ручей), и продолжим по второй половине, уже незаросшей просеке прямо на Сабурово. (еще километра 2, не больше)
Потом вернёмся во Фрязино.
ВРЕМЯ И МЕСТО:
можно часов в 10 или чуть позже (поезда 10-13, 10-55, 11-38 примерно) встретиться на Фрязино Пассажирская. Если будет плохая погода, обменяемся emails и передоговоримся.
Сделал сколько-то снимков. Хотя снимать в лесу трудно: (а) недостаточно широкоугольный объектив не покрывает того, что видно глазу и (б) плоская фотография смешивает то, что глаз различает как разные в пространстве элементы.
Однако несколько фото иллюстрирующих сказанное в первом абзаце есть.
Следы старой дороги на больших кусках идут параллельно сегодня существующим просекам. Это может быть как результатом спрямления просеки между Сабурово и Любосеевкой (старая дорога видна до поворота, где сливается с просекой), так и остатками, может быть, "второй колеи" и т.д.
Напишу позже пост подробнее и с картинками.
Также нашел на русском Интернете кучу старых карт. Дорога ясно обозначена на топографических картах до (включая) 1941 года, позже (1980е) исчезает. Насколько я понял из разных краеведческих заметок, дорога прекратила существование после того, как (в 1940м??) в Орлово пытались построить аэродром. Для того местных жителей выселили (некоторые стали жить в Слободе за Гребнево), в Орлово говорят остались только работники. Но с началом войны строительство прекратили. Возможно это и перерезало дорогу, прекратив её существование.
Действительно, она хорошо построена, на многих разобранных в наше время ЖД-ветках уже берёзы растут в 5 метров.